Мысли
Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут говорить!
Добродетель не останется в одиночестве У нее обязательно найдутся соседи.
— Существует ли бессмертие? — спросили у Конфуция.
— Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое смерть? — уклончиво ответил он.
Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за добро? Благородный муж подобен колоколу: не ударишь в него — не звучит. /Это интерпретируется как отказ говорить о чем-либо до тех пор, пока правитель прямо об этом не спросит./ Благородный муж думает о Пути, не думает о еде. Когда пашут — за этим страх голода. Когда учатся — за этим стремление к жалованью. Благородный муж печалится о Пути, не печалится о бедности.
Цзы-Гун спросил: «Если бы Вы не высказывались, то что бы ученики записали за счет этого?» Конфуций ответил: «Разве Небо высказывается? Четыре времени года сменяются за счет этого. Сто вещей живут за счет этого. Разве Небо высказывается?»
Соотношение между правителем и народом таково: император — всадник, чиновники и законы — «узда» и «вожжи», народ — лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно их правильно взнуздывать, нужно ровно держать вожжи и стимул, следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут.
Я в 15 лет направил помыслы на учение, в 30 лет установился, в 40 не сомневался, в 50 познал Судьбу Неба, в 60 стал послушными ушами, в 70, следуя тому, что желало мое сердце, не преступал меры.
При разных принципах не найти общего языка.
Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться всякий раз, когда падаешь.
Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали.
Когда ты видишь доброго человека, старайся превзойти его; когда видишь дурного человека, изучи свое сердце.
Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, наоборот, что он не знает людей!
Если на рассвете познаешь Дао, то на закате солнца можно умереть.
Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее — то же самое, что ее перейти.